Современныешкольники испытывают значительные нагрузки. С каждым годом усложняются общеобразовательные учебные программы, многие дети посещают спортивные секции, художественные или музыкальные школы. Ребенок проводит определенное время и за компьютером, и за столом. Детям не хватает времени на прогулки. Все это сказывается наздоровье школьника.
Главное, чему учит школа, - это как найти свое место в жизни. Какой смысл в знаниях, если человек не чувствует себя счастливым, не умеет ладить с людьми, не может подобрать себе дело по душе. Хороший педагог помогает ребенку именно в этом - преодолеть слабости и стать приспособленным к жизни человеком. Если ребенку не хватает чувства уверенности в своих силах, ему надо привить волю двигаться к поставленной цели. Здоровый школьник легче решает поставленные перед ним задачи.
У тебя проблемы Не с кем поделиться Ты нуждаешься в поддержке
Напиши на сайт психологической помощи детям и подросткам до 18 лет ПомощьРядом.рф. Наши консультанты рады помочь тебе. Помощь бесплатна, анонимна, в формате онлайн-чата.
Пожалуйста, не оставайся наедине с трудностями. Наша помощь - рядом.
Советы по сохранению здоровья
Если от уроков болит голова, то в первую очередь необходимо оптимизировать нагрузки и во-вторых, с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Второй путь не имеет смысла, если не пройден первый. Расставьте приоритеты: или хорошие отметки в школе, но тогда без дополнительных занятий. Или музыка и спорт, но тройки в дневнике. И не забывайте о здоровье школьника. Если ребенок жалуется на головную или другую боль чаще двух-трех раз в неделю, стоит показать его врачу.
Меньше у телевизора и компьютера, больше прогулок в парке на свежем воздухе, но не в кино или театре. За 2,5 часа до сна сделать уроки и эти часы првести в спокойных играх, прогулке, чтении художественной литературы. Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток улучшающих обмен веществ в головном мозге. После первого пути (оптимизация нагрузок) - психолог и нетрадиционные методы расслабления, если этого недостаточно для здоровья школьника, врач должен назначить препараты, повышающую умственную и физическую работоспособность организма.
ДЕТСКАЯ. Лучше, когда окна выходят на восток или юго-восток. На запад - вредно для ребенка. Детям категорически не рекомендуется полумрак. Мебель желательно из экологически-чистых материалов, без углов (от синяков). Спать на кровати с ортопедическим матрасом из экологически-чистых материалов. Цвет мебели: зеленый, голубой, оранжевый, желтый.
Удетей в возрасте от 7 до 12 лет наблюдается некоторое превышение веса и только единицы в будущем становятся тучными. Например, девочки к 15 годам безо всяких усилий становятся стройнее. При необходимости все же следует посадить подростка на диету, так как ожирение - серьезная проблема для всякого ребенка. Сидеть на такой диете придется всей семье, так ему будет легче переносить лишения вкусностей, ведь воля у ребенка слабее, чем у взрослого. Самое важное - это здоровье ребенка школьника, а лишний вес и в этом возрасте не есть хорошо.
Высокие дети становясь взрослыми, чаще страдают избыточным весом и даже ожирением. Не доказано, но возможно , что это из-за более раннего полового развития. В связи с этим необходимо контролировать рацион питания и занятия спортом для маленьких великанов. Кругом рекламируют "мусорную" еду - чипсы, соленые сухарики, поп-корн, сладкие газированные напитки. Надо уговорить ребенка и убедить подростка, что ЭТО есть НЕЛЬЗЯ. Спорт и подвижные игры на свежем воздухе должны стать непременным условием свободного времяпровождения для школьника и его здоровья.
Итак, здоровье школьникаво многом все еще зависит и от нас, родителей. Не мешало бы нам, взрослым, вести здоровый образ жизни, тогда и нашим детям будет легче самим беречь свое здоровье.
Статья из журнала "Мама Ру" "Школьные болячки".
Ну что, дорогие мамы, осень пришла? Потекли сопли, заболело горло, вставать утром тяжко… Школьные будни в полный рост. В сентябре большая часть обращений – про болезни. Гастрит, ЛОР-заболевания, неврология. Есть особо одаренные товарищи, одна моя знакомая девочка, например, умудрялась три года подряд прямо первого сентября что-нибудь себе ломать: то с турника вниз головой упала (смещение шейных позвонков), то на гвоздь наступила (посмотрела на результат и встала другой ногой тоже; для симметрии, видимо), то плечо вывихнула. Бедная её мама, у них был постоянный абонемент в травмопункте. Некоторые из перечисленных болячек просты и не требуют особого психоанализа: понятно, что когда в одном помещении собирается 120 человек детей, первое, что они делают – обмениваются инфекциями, в том числе, привезенными из дальних стран. Поэтому максимум, что можно предпринять от вируса, это каждое утро смазывать носовые входы (входы, а не всю слизистую аж до мозга) “Вифероном” или оксолинкой. И давать витамины. С гастритом сложнее. С советских времен у нас в сознании укоренился миф, что гастрит – это следствие еды всухомятку. Помните, бабушка всегда вас ругала, что вместо супа хватаете бутерброды: «Запей чаем, живот заболит!». Понятно, что если съесть батон белого с полкило колбасы за один присест, живот и правда может скрутить, но это не будет гастритом. На самом деле, гастрит бывает инфекционного и психосоматического происхождения. Ну и результатом отравления химикатами или экзотической пищей, но это настолько редко встречающийся случай, что я его даже рассматривать не стану. Так вот, инфекционный тоже не так прост. Оказывается, что почти все мы являемся носителями бактериями хеликобактер пилори, однако отнюдь не у всех носителей развивается острый или хронический гастрит. А вот жалобы на тошноту, боли в животе, рвоту ПО УТРАМ перед школой приходится слышать довольно часто. Вот, например, Варвара. Чудесная девочка, умничка и золотко. До пятого класса прекрасно училась, занималась музыкой, играла в школьном театре. В начале пятого класса вдруг начала болеть: каждое утро рвота, тошнит, ни кусочка проглотить не может. Мама обошла с ней всех врачей, каких только можно было придумать. Лечили её от гастрита, но почему-то никакие препараты не помогали, совсем. Варька хорошо относится к школе, никаких проблем у неё там нет, подружки, любимые учителя. Что с ней такое? Только в самом конце разговора мама нехотя упомянула, что, оказывается, Варин папа уже с полгода живет в другом месте и с другой женщиной. И сама она, мама, в депрессии и не знает, что делать. Сразу стали понятны Варины симптомы, да и сама она все рассказала. Она БОИТСЯ уходить утром из дома, потому что не знает, что обнаружит, вернувшись из школы. Вдруг мама будет лежать мертвая? (Это потому, что мама часто повторяет «Как же теперь жить?»). Вы поняли? Проблема была не в школе, а в семье. Но так как тошнило ребенка перед школой, все решили, что ей там плохо. Другая история. У мальчика после месяца учебы развивается тик (дергается глаз и рука). Невропатологи теперь слово «психосоматика» хорошо знают, после того, как все проверили – ничего не нашли, отправляют детей к психологам массово. И опять загадка. Вроде бы и школа хорошая, и класс нормальный, дружный, и нагрузка не очень тяжкая. А он дергается. Найти разгадку оказалось еще трудней. Потому что предположить, что учительница будет похожа на его садовскую няньку, которая грозила всем, кто не будет спать «глазки зашить толстой ниткой», было практически невозможно. Мальчик сам рассказал, но в игре. В реальности эта информация была спрятана и зашифрована. Что можно и нужно делать родителям, когда ребенок ни с того, ни с сего начинает болеть. Во-первых, подумать, что изменилось в жизни семьи в последнее время. Не сбрасывать со счетов финансовые проблемы, смену работы, рождение, или смерть в большой семье. Во-вторых, как это не навязло в зубах: ВЫСТРОИТЬ РЕЖИМ!! Первоклашка должен спать не менее 10 часов в сутки, что означает отбой в 9, если вставать в 7. А чтобы лечь в 21, надо поужинать в 19, помыться, почитать, почесать спинку, помассировать ножки, погладить по головке, выпить теплого молочка с печенькой…И тогда уже, спокойно и безмятежно уснуть. А не как обычно, в 21.30 под дикий крик: «Да ляжешь ты, наконец?!». И вставать тоже будет легче. В-третьих, внимательно слушать то, что ребенок говорит вскользь, между делом, как бы не вам, а в пространство. Можно услышать, что «Миша ругался матом, мне было противно». Или что «физрук кричал так, что я боялся, голова лопнет». Это не жалоба, нет, но примите это к сведению. И последнее. Почаще говорите, как вы его любите, как вам повезло с ребенком, какой он золотой и сладкий. Потому что критики он слышит предостаточно, от этого могут болеть уши, а слова любви и одобрения могут вылечить даже тяжелую болезнь. А как ваши дети пошли в школу? Как вам удается рано вставать, делать уроки и не болеть? Поделитесь вашими домашними способами справляться с учебным стрессом, нам ведь тоже интересно.
Информация для родитлей по профилактике ГРИППА и ОРВИ
Школа профилактики гриппа и ОРВИ
Проблема профилактики острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа в настоящее время представляется весьма актуальной в виду исключительно высокого уровня заболеваемости. Всплески числа инфицированных и заболевших ОРВИ и гриппом обычно носят характер сезонных эпидемий.
Высокий уровень заболеваемостью ОРВИ и гриппом связан с исключительной легкостью распространения вирусов в скученных коллективах людей (на работе, в транспорте, внутри семьи и т.д.) и практически полным отсутствием возможностей профилактики распространения вирусов через воздух. В наибольшей степени подвержены сезонной заболеваемости лица из так называемых групп риска: дети, пожилые, больные с различными видами иммунодефицитов, бронхолегочными заболеваниями, болезнями почек, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. ОРВИ и грипп постепенно подрывают сердечно-сосудистую систему человека. При тяжелом течении часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы провоцирующие заболевания сердца и сосудов.
Как происходит заражение
Вирусы очень легко передаются.Самый распространенный путь передачи инфекции - воздушно-капельный.Также возможен (хотя и более редок) и бытовой путь передачи - например, заражение через предметы обихода.
При кашле, чихании, разговоре из носоглотки больного или вирусоносителя выбрасываются частицы слюны, слизи, мокроты с болезнетворной микрофлорой, в том числе с вирусами. На короткий промежуток времени вокруг больного образуется зараженная зона с максимальной концентрацией аэрозольных частиц. Частицы размером более 100 мкм (крупнокапельная фаза) быстро оседают. Дальность их рассеивания обычно не превышает 2-3 м.
Степень концентрации вирусов и длительность их пребывания во взвешенном состоянии в воздухе в первую очередь зависят от величины аэрозольных частиц. Последнее определяется силой и частотой физиологических актов - чихания, кашля, разговора. Эти данные наглядно подтверждают необходимость конкретной санитарной пропаганды соблюдения больными гриппом и другими ОРЗ элементарных гигиенических правил. Стоит убедить больного чихать с закрытым ртом, как количество выбрасываемых в воздух аэрозольных частиц может быть уменьшено в 10-70 раз, а значит снижена концентрация в воздушной среде.
После заражения вирусные частицы задерживаются на эпителии дыхательных путей. Обычно клетки слизистой оболочки носа, горла и респираторного тракта "выметают" вирусов, таким образом предотвращая инфекцию. Однако в некоторых случаях, частицы вируса попадают прямо в альвеолы, обходя первичные защитные механизмы организма.
Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицыуже через 8 часов количество инфекционного потомства вырастает в 10 раз. В дальнейшем вирус попадает в кровь и разносится по всему организму. Вирус, попадая в кровь, вызывает угнетение кроветворения и иммунной системы, способствуя развитию различных осложнений.
Симптомы
Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней. Затем начинается период острых клинических проявлений. Тяжесть болезни зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее. В зависимости от этого у больного может развиться одна из 4-х форм гриппа: легкая, среднетяжелая, тяжелая и гипертоксическая. Симптомы и их сила зависят от тяжести заболевания.
В случаелегкой(включая стертые и субклинические) формы гриппа, температура тела может оставаться нормальной или повышаться не выше 38°С, симптомы инфекционного токсикоза слабо выражены или отсутствуют.
В случаесреднетяжелой(манифестной) формы гриппа температура повышается до 38,5-39,5°С и отмечаются классические симптомы заболевания:
Интоксикация
Обильное потоотделение
Слабость
Светобоязнь
Суставные и мышечные боли
Головная боль
Катаральные симптомы
Гиперемия мягкого неба и задней стенки глотки
Гиперемия конъюнктив
Респираторный симптомы
поражение гортани и трахеи
Сухой (в ряде случаев - влажный) болезненный кашель
Нарушение фонации
Боли за грудиной
Ринит (насморк)
Осложнения и последствия
Наиболее частым осложнением ОРВИ и гриппа являетсяпневмония, причем, как правило, это вторичная бактериальная инфекция (вызванная Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, или Staphylococcus aureus). Более редко встречается комбинированная инфекция (вирусная и бактериальная пневмония). Первичная вирусная пневмония - это редкое осложнение, характеризующееся высокой смертностью. Она возникает в случае, если грипп вызван вирусом высочайшей вирулентности. При этом развиваются "молниеносные" смертельные геморрагические пневмонии, продолжающиеся не более 3-4 дней. Истинная первичная гриппозная пневмония может наблюдаться, прежде всего, у больных, страдающих хроническими заболеваниями сердца и легких, сопровождающимися застойными явлениями в легких. Другие вторичные бактериальные инфекции, часто возникающие после гриппа -ринит, синусит, бронхит, отит.Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы чаще встречается у лиц пожилого возраста. Может развитьсямиокардит,перикардит(воспалительное заболевание мышц сердца, которое может привести к сердечной недостаточности).
В настоящее время разработаны, в основном, симптоматические методы лечения ОРВИ и гриппа. Поэтому большое внимание уделяется профилактике.
В числе профилактических мер рекомендуется:
по возможности избегать больших скоплений людей;
выходя на улицу, пользоваться оксолиновой мазью или вазелином (смазывать носовые ходы 2-3 раза в сутки);
регулярно мыть с мылом не только руки, но и лицо;
делать ежедневно влажную уборку и регулярно (каждые 2 часа);
проветривать помещение;
после консультации врача - антивирусные препараты (ремантадин, анаферон, арпетол);
лук, чеснок (можно использовать в пищу или вдыхать пары измельченного продукта);
эфирные масла (пихта, сосна, кедр, можжевельник, чайное дерево, лаванда, эвкалипт, ментол) с использованием аромаламп, в виде ингаляций, вдыхание паров при принятии ванн;
употреблять вещества, повышающие общую сопротивляемость организма (алоэ, мед, шиповник, облепиха, настойки женьшеня, эхинацеи, элеутерококка, лимонника, пантокрина) - обязательно проконсультировавшись с медицинским работником;
важное оружие в борьбе с вирусами гриппа и ОРВИ – регулярные прогулки на свежем воздухе.
Одной из эффективных мер профилактики является использование защитной гигиенической повязки (маски).
Надежным средством борьбы с гриппом и ОРВИ были и остаются вакцины.Прививка снижает риск заболевания до 90%. В первую очередь необходимо прививаться лицам, страдающим хроническими заболеваниями и работникам профессий, которые имеют постоянные контакты с населением (врачи, работники транспорта, торговли, сферы обслуживания).
Если заболевания избежать не удалось, то при появлении первых признаков заболевания ОРВИ и гриппом необходимо:
лечь в постель и вызвать врача;
соблюдение постельного режима обязательно;
помещение, где находится больной, нужно часто проветривать и подвергать влажной уборке 2-3 раза в день;